Буклет – это разновидность полиграфической продукции. Используется в рекламных, информационных, образовательных целях. Посмотрим, сколько существует видов этой продукции и по каким признакам она классифицируется.
В чем отличие буклета от другой печатной продукции?
В изготовлении буклета применяется только сгибание листов. То есть все страницы представляют собой единый лист, сложенный различным способами. В зависимости от плотности бумаги различают:
В первом случае применяется оборудование с тупым ножом и прессовыми валами. Они придавливают бумагу, таким образом получается ровная линия изгиба. Обычно требуется дополнительная ручная работа по складыванию буклета по полосам. Биговка применяется на бумаге и картоне плотностью более 170 г/м2.
Фальцовка листов происходит между двумя прижимными валами и сразу складывается. Это идеальный вариант для бумаги плотностью от 65 г/м2. Фальцовщики могут быть промышленными и портативными (офисными). Они отличаются по производственной скорости. Бывают изделия с одним фальцем или бигом, с двумя, тремя, четырьмя изгибами.
Если каталог или журнал обязательно скрепляются чем-то (скобы, пружина, термоклей и т. п.), тогда буклет просто складывается. Это главное его отличие от прочих видов продукции.
Разновидности буклетов по типу применения
По этому признаку можно выделить следующие варианты продукции.
Информационные
Часто черно-белые, содержат определенную информацию о продукте, бренде, компании, событии и т. п. Они иногда называются проспектами. Их задача – ознакомить аудиторию.
Образовательные
Содержат полезную обучающую информацию, распространяются на курсах, в учебных заведениях, могут быть посвящены самым разным темам.
Имиджевые
Их задача – презентовать продукцию или компанию. Как правило, это полноцветные образцы, созданные с использованием дополнительных послепечатных эффектов (глянец, матирование, выборочная лакировка, конгрев, тиснение и т. п.). Они содержат мало информации, в основном – главные достоинства того, что презентуется.
Почтовые
Отличаются наличием почтовой марки. Такие буклеты могут быть сразу отправлены адресатам. Обычно содержат информацию публичного характера (могут быть рекламными).
Акционные
Их можно встретить в самых разных магазинах и супермаркетах, банковских учреждениях, на выставках и тематических форумах. Они, как правило, яркие, с полноцветной печатью, на тонкой бумаге, потому делаются методом фальцовки. Представляют минимум информации о бренде или компании, а максимум о скидках, особых условиях или проведении акций.
Пригласительный
Буклет, содержащий персональное или общее приглашение на определенное мероприятие. В основном изготавливается из дизайнерской бумаги или картона с минимальной печатью. Может быть украшен дополнительными элементами (лентами, фольгированием и т. п.).
Заказывая в полиграфической компании буклет, достаточно сказать его разновидность по данному признаку, и менеджер сам подскажет, на какой бумаге и каким образом его лучше сделать.
По типу печати
Буклеты могут печататься как на обычном лазерном принтере, так и на цифровой, офсетной машине. Все зависит от тиража и требований к качеству предоставляемой информации. На лазерном принтере максимальный ресурс без вреда для расходных материалов – 100–200 штук, причем формата «евробуклет», то есть в сложенном виде продукция имеет размер 100 на 210 мм.
Цифровая печать подойдет для полноцветного изделия тиражом от 1 до 500 штук (максимум – 1000 штук, однако это будет дороже в сравнении с офсетом). Так как цифровая машина в основном имеет формат А3+, это позволяет делать больше видов буклетов, чем на лазерном принтере, формат которого А4. Офсет применим только тогда, когда количество буклетов превышает 1000 экземпляров А4 формата.
По цветности и используемой бумаге
Полноцветный буклет, напечатанный с двух сторон, называется лифлет. Это наиболее часто заказываемый вид продукции. Кроме него, есть одноцветные изделия. Чаще печатаются на мелованной бумаге плотностью от 150 г/м2, это, можно сказать, золотая середина в выборе материала для печати.
Если же требуется креатив, может применяться не только дизайнерская бумага, но также другие виды послепечатной обработки, например высечка. В этом случае буклету можно придать абсолютно разные формы, в зависимости от изготовленной формы ножа. Например, он может быть со скругленными углами, в виде арки, с резными краями и т. п. Все зависит от имеющегося макета, пожеланий заказчика и технической возможности оборудования.
По типу складывания
Типы складывания буклетов
По этому критерию можно выделить немало вариантов изгиба:
Все зависит от изначальной задумки при создании буклета, а также возможностей оборудования. Средний фальцовщик имеет до 10 различных режимов фальца. Что касается биговки, она, как правило, делается на тигеле (высечное оборудование), в нем регулируется степень прессования (дающая определенную глубину изгиба).
Буклеты можно назвать наиболее распространенным вариантом полиграфической продукции. Они значительно дешевле каталогов, блокнотов, журналов и другой продукции, в которой применяется дополнительная сшивка и листоподбор.